Как путешествовать на маунтинбайке налегке или что такое “бэккантри”?

Если Вы убеждены, что горный велосипед должен быть с багажником, обвешенным множеством всяких сумочек, мигалок и отражателей, с установленными звоночком и рожками на руле, и обязательно с ножкой, то...
Мягко говоря, это уже сложно назвать мунтинбайком, такой стиль в горах будет малоэффективен. Дальше станет понятно почему.
типичный велобаул

ВЕЛОБАУЛ УМРЕТ!

Наблюдая за большинством велотуристов в Карпатах, нам становилось грустно и жаль путешествующих. Находясь в горах на велосипдах, обвешенных килотоннами снаряжения, они могли лишь мечтать о настоящем горном путешествии и вершинах, катаясь лишь снизу по асфальту. Либо же эти вершины отнимали столько сил и энергии, что, встречая таких путешественников на том же Свидовецком хребте, было видно, что уже никакого удовольствия от путешествия они не получают. Да что там видно, об этом прямо говорили, вспоминая свои апхиллы матерными словами.
Второй момент - спуски, скорость, адреналин и чувство контроля, т.е. самые кайфовые вещи в катании, ради которых и приезжают покататься в горы, становятся невозможными. Перегруженный велосипед начинает “раскидывать” на спусках и в поворотах, чуть только скорость увеличится. Спуск по сыпухе, камням или там, где угол уклона становится чуть круче, превращается в сползание со скоростью черепахи с зажатыми тормозами. Более того, если сорость чуть-чуть увеличится, то возрастает вероятность упасть и травмироваться, потому что на таком перегруженном байке гораздо сложнее держать равновесие.
на велосипеде должен быть минимум лишнего веса
Вывод простой - НЕ ГРУЗИ БАЙК!
Отсюда мы видим три целесообразных типа велопутешествий в горах:
● Однодневные радиальные;
● Многодневные с промежуточными ночевками в гостиницах, усадьбах и т.п. - требуют наличие в рюкзаке определенных личных вещей;
● Многодневные автономные - требуют специального “легкоходного” снаряжения.
Про многодневное бэккантри речь и пойдет.

ЧТО ТАКОЕ ЭТО ВАШЕ “БЭККАНТРИ”?

Мы уже буквально ощущали тяжесть килотонн веса на наших спинах и на наших байках от одного только прочтения “рекомендованных списков снаряжения для велопутешествия” практически всех ресурсов по велотуризму в горах. Такое впечатление, что такой туризм топчется на одном месте и остался где-то далеко в совке, а понятие “горный велосипед” имеет извращенную трактовку.
Вы должны сами для себя четко решить: либо вы идете в ПОХОД с велосипедом, либо вы ЕДЕТЕ нормально погонять на маунтинбайке в горах.
Возникает контраргумент - а разве удобно кататься с 70л туристическими рюкзаками? Ответ - Нет! Вполне достаточно 40-литрового и у Вас ещё должно остаться место. Меньшего рюкзака может не хватить, больше просто не надо, ведь в нем всё будет болтаться.
всё содержимое - в одном небольшом рюкзаке
Преимущества автономных велобэккантри:
  • катание - в отличии от велобаула, как в радиальных, так и в многодневных бэккантри мы действительно катаемся, а-не ползаем с велосипедом по горам;
  • меньший набор высоты - нет необходимости спускаться вечером к готинице, а утром снова набирать высоту, потому что лагерь можно разбить на хребте. Как следствие, экономим силы и энергию, а так же можем увеличить расстояние маршрута;
  • мобильность - лагерь можем разбить там, где захотим. Либо дальше запланированного места, если есть желание, силы и время, либо раньше, если застала непогода или устали;
  • экономия - при наличии снаряжения, траты в путешествии только на провизию и трансферы;
  • атмосфера - ничто не сравнится с панорамными сумасшедшими видами в лагере и ночевкой на природе.
стоянка где-то далеко и глубоко в горах
С чем сталкиваемся в велобэккантри:
● незнание современных технологий в туристическом снаряжении;
● перегруз рюкзака (неправильная развесовка);
● ухудшение погоды (дождь/холод);
● поломка велосипеда в походе (требуются инструменты и запчасти для ремонта);
● провизия (лишний вес или риск остаться голодным).
Очевидно, что в горах, чтобы не попасть в передрягу, нужно иметь четко продуманное снаряжение на разные случаи. В то же время, чтобы не превратить путешествие в баул и не рвать себе спину, нужно максимально, насколько это возможно, облегчить вес содержимого.
Это действительно сложная задача - сохранить баланс в снаряжении “минимальный вес/КПД”. Снаряжение, которое удовлетворяет потребности одновременно в высоком КПД и с минимальным весом, будет стоить не маленькую копеечку. Но таким образом мы сможем раздвинуть границы наших путешествий и возможности в катании. Очевидно, что оно того стоит!

ЛЕГКОХОДСТВО РУЛИТ!

За долгое время путешествий, полученый опыт наших походов и из наблюдений, как катают бэккантри продвинутые райдеры, выведен список снаряжения и рекомендации по каждому пункту.
Главный принцип гласит: “всё лишнее - вон из рюкзака!”.
БИВУАК:
(норма, если вес всего бивуака будет в пределах 2кг. Эти 2кг+примус, посуда и провизия в основном и отличают автономные поездки от путешествий с промежуточными ночевками)
  • спальник - летом/поздней весной/ранней осенью вес в пределах 700грамм, компактный, Т.комфорта до +3. В идеале на прималофте. Можно уменьшить вес и объем с менее теплым и/или пуховым спальником, но с влажным климатом и холодными ночевками в Карпатах мы от этого отказались.
  • каримат. Самое лучшее решение на сегодня - это надувные ультралегкие и ультракомпактные коврики Exped SynMat Hyperlite и Thermarest NeoAir XLite, вес 350грамм.
    Бюджетный вариант - фольгированный 2мм коврик-подстилка весом 150грамм и ветошь под палатку для увеличения теплоизоляции и мягкости. В этом деле тоже надо без фанатизма, чтоб не спать на холодной земле и не простудить себе спину и почки.
    Можно даже возить с собой каримат типа ижевского, вес 400грамм, но очень громоздкий, снаружи рюкзака нарушит развесовку и создаст дисбаланс при езде.
  • палатка - норма, если на 1человека приходится 1кг веса. (2-местную 2кг делим на двоих, трехместную 3кг на троих соответственно). Ни в коем случае не брать дешевые ашан-палатки - в горах это может дорогого стоить
стоянка с видом на Говерлу и Петрос
ОДЕЖДА:
В одежде важно сохранить оптимальный принцип трехслойности. Кроме того, три слоя должны работать так, чтобы в случае дождя мы оставались сухими внутри и одежда не парила, в то же время была максимально легкая и грела на стоянках.
Верхний слой:
(его основная задача - защищать от дождя и выводить пар наружу при езде. Так же защищает от ветра и немного сохраняет тепло)
● штаны - тонкая штормовка на мембране без подкладки - на случай холода и дождя. Надо обратить внимание на то, чтобы штанина не попадала в цепь и закрывала кросовок таким образом, чтобы в ноги не затекала вода;
● куртка-штормовка - тоже на мембране и без подкладки, как можно тоньше и легче;
Средний слой:
(сохранение тепла, пропускает через себя пары пота, передает дальше на мембрану.
Летом никаких флисов, софтшеллов и т.д. - они громоздкие и тяжелые)
● джерси, она легкая и компактная. Так же это автономный слой, когда в одной футболке становится катать прохладно;
● куртка-пуховик - ультракомпактная, мешочек размером с кулак, вес 120-180 грамм. Греет на стоянках, во время езды не используем т.к. пух будет впитывать в себя влагу.
С таким набором можно пережить легкий минус;
Нижний слой:
● термобелье летнее - на случай холода и чтобы спать в спальнике. Летом от термоштанов отказываемся за ненадобностью, оставляем термокофту.
Другие необходимые вещи:
● обувь - один из самых важных элементов. Если контакты, то подходящие для горной местности. Очень желательно, чтобы обувь была на мембране. Если нет мембраны, то хорошо себя зарекомендовали мембранные водонепроницаемые носки dexshell. (Однако мы всё-равно отдаем предпочтение мембране, т.к. у вас обувь сохранится внутри сухой. Кроме того мы не используем запасную обувь и всякие там тапочки/сандали - это реально ненужный лишний вес, поэтому основаня обувь должна быть удобной и уже разношенной);
● шорты - максимально легкие и удобные для катания, чтоб не натирали. Возможен памперс - это уже кому как удобно;
● футболка - легкая трекинговая или беговая, по сравнению с велосипедной она легче.
● носки - 2 пары+1 утепленная. Эффективны летние трекинговые носки, синтетика, например с coolmax-ом - отличная терморегуляция и отвод влаги. Как писалось выше, если обувь без мембраны, то нужны мембранные носки типа dexshell;
● нижнее белье - 2 пары;
● бафф - на случай холода/ветра, используется как шарф/шапка;
● велоочки;
● велоперчатки;
● шлем - обязательно, другая защита - по вкусу.
СНАРЯЖЕНИЕ:
● рюкзак - пожалуй самый важный элемент. От его качества зависит, как себя будет чувствовать спина. С поясной лямкой и жесткой анатомической спинкой можно вообще забыть, что у вас что-то одето за спиной. Достаточно 40 л, и если всё правильно собрать и упаковать, положить еду, то должно ещё остаться немного места;
● примус - важно, потому что в случае дождя на костре можно и не приготовить, могут быть проблемы с дровами. Самый компактный и легкий вариант - jetboil. Но мы в силу множества причин пользуемся мультитопливной горелкой, 321 грамм. Бензин из рассчета количества дней и людей, две зажигалки;
● КЛМН (кружка/ложка/миска/нож) - вот тут домашние столовые приборы не подойдут. Рекомендуем пользоваться туристическими приборами из пищевого пластика и легких металов;
● котелок - забудьте про чугунные казаны-одоробло. Это не обязательно может быть дорогая посуда из туристических магазинов, мы находили аналогичные вещи, не проигрывающие в весе, а иногда даже легче того, что продается в туристических магазинах. Кроме того, желательна возможность готовить на костре;
Так же стали популярны компактные подседельные и нарульные сумки типа Fast-n-Light и Revelate Designs. Впринципе, если не пихать туда всё до предела, то это может быть приемлимо. Но мы от них всё-равно отказались существенно уменьшив вес снаряжения, опять-таки потому что велосипед с такой сумочкой начинает “раскидывать”. Используюем только миниатюрную подседельную сумочку для инструмента.
компактные подседельные сумки вытесняют баул
АКСЕСУАРЫ:
● аптечка - берем стерильный бинт, бактерицидный пластырь, дезинфицирующий спрей, вату, в виде таблеток и порошков противовоспалительное, обезбаливающее, антибиотик, антигистаминное средство и что-то от отравлений. Выбрасываем все стеклянные баночки с зеленками, йодами, спиртами, эластичные бинты, все лишние бинты и пластыри, выбрасываем саму аптчечку, а содержимое пакуем в отдельный легкодоступный карман рюкзака. Вес аптечки минимален, добавить сюда армированный скотч и спасодеяло и у нас есть всё необходимое;
● армированный скотч - незаменимая штука, на все случаи жизни, уже не раз он оказывался нужным в самых разных ситуациях. Экономим вес - берем самый маленький рулончик, сплюснутый вдвое;
● навигатор;
● мобилка +батарея/пауербанк;
● карта местности;
● фонарик налобный - вечером на стоянке без него никак. А вдруг угораздит выбираться потемками из лесу?;
● косметичка - зубная щетка и мини-тюбик с пастой, мыло, маленькое полотенце из микрофибры;
● салфетки сухие - легче, чем туалетная бумага;
● походный душ - это лайвхак, всего 180 грамм, маленькая коробочка, в разложенном состоянии вместимость 10л. Очень комфортно после дня каталки смыть с себя весь пот, пыль, грязь и быть вечером чистым;
● мусорные пакеты - важно не оставлять за собой мусор;
● фото/гоупро. Ну только ж не нужно тянуть с собой зеркалку
РЕМКОМПЛЕКТ:
(инструменты имеют вес, но занимают мало места - все содержимое, кроме насосов, лекго помещается в миниатюрную подседельную сумочку, тем самым разгружая спину и не добавляя дисбаланса байку. Тут тоже надо без фанатизма - все поломки не предусмотреть, но основные вещи быть должны)
● насос (шредер/преста);
● насос высокого давления - для вилки и аморта;
● запаска - обязательно, особенно если у вас безкамерки;
● латки, клей и кусок наждачки. Так же стоит добавить жесткую латку для покрышки (к слову, покупайте в горы нормальную качественную резину, которая хоть как-то будет держать камни);
● лопатки для бортировки;
● выжимка цепи;
● ключ для спиц;
● мультитул (шестигранники/отвертки/торкс);
● ключ конусный на 12/13/14/17;
● масло для цепи;
● запасной петух на раму для перекидки.
● велозамок - это безопасность. На вский случай на ночь сцепляем байки, так что пришлось бы либо пилить, либо уносить сразу несколько байков, что бесшумно в горах вдали от цивилизации сделать очень маловероятно.
И самый главный элемент - это исправный и заряженный на покатуху байк. Лучше всего провести перед выездом ТО, чтобы в горах что-нибудь не вылезло боком.
Таким образом мы смогли добиться общего веса рюкзака до 7-8кг без провизии - это вполне приемлимо для нормального катания и комфорта в путешествии.
Что такое “Бэккантри”? Этот стиль позволяет забраться туда, куда врядли получится катнуть радиалочку за день, этот стиль самый бюджетный, но требует предварительно потратиться на снаряжение. Этот стиль требует быть “в потоке”, следить за тенденциями и технологиями не только в маунтинбайке, но и в туризме. Этот стиль снимает ограничения в катании, стирает границы между видами грного велосипеда и расширяет понятие маунтинбайка.
Катайте на легке

Комментарии

Пока нет ни одного отзыва. Оставьте отзыв первым
Написать отзыв
Имя
E-mail
Отзыв
Рейтинг
Код
captcha
Введите символы с картинки.